Сабуровская крепость

Порой мы тратим огромные деньги и кучу времени, чтобы организовать себе интересные выходные. Но вот здесь, в 4-х часах от Москвы, под Орлом, практически в городе (полчаса пешком от остановки общественного транспорта), находятся развалины старинной крепости с еще сохранившимися загадочными трехгранными пирамидами и остатками древних строений, окруженными толстенной стеной со сторожевыми башнями. От кого так защищались хозяева: от Золотой Орды, от соседних княжеств? Сколько столетий промчалось мимо этого места?  Сохраним интригу до поры до времени.

Скажем только, что это абсолютно «неокультуренное» место. Все предпринимавшиеся попытки создать здесь музей с треском провалились – словно невидимый дух-хранитель цитадели защищает ее от официального вторжения, но против «диких» туристов ничего не имеет: пускает и даже приоткрывает свои тайны.

Из рук в руки. Хроники старинной усадьбы

N… год. Будущий генерал-майор, а ныне камер-юнкер Федот Михайлович Каменский за усердную службу «Всемилостивейше пожалован Графом Российской Империи» и одарен старинной усадьбой в селе Сабурово, что в Орловской губернии.

Когда его сыну Михаилу исполнится семнадцать и он будет стоять на пороге сложного и опасного военного пути, отец поставит в усадьбе церковь (декоративное убранство в стиле барокко утрачено при ремонтах в XIX веке) и освятит ее главный предел ее во имя Михаила-Архангела. Через много лет под ее плитами обретут покой его сын и внук. Правда, в XX веке этот покой потревожат, а колокольню разрушат. Но, слава богу, в 90-е потомки Каменских ее возведут заново, могилы благоустроят, а усадьба прогремит на всю Россию.

Имение прославят потомки Федота Каменского: сначала сын – фельдмаршал Михаил Федотович, который поставит здесь знаменитую крепость, а затем внук – Сергей Михайлович, родоначальник одного из первых российских театров.

Так что крепость не такая древняя, как многим бы хотелось, но достаточно старинная, чтобы вас не разочаровать.

Турецкая крепость и ужасная кончина

Итак, кто он, Михаил Федотович Каменский (1738-1809), которому мы обязаны паломничеством на Орловщину людей с блеском в глазах и жаждой приключений?

Вне сомнения, это человек необыкновенный. Удивительна история его потрясающих успехов и невероятных падений.  Имея быстрый ум, проницательность, воинский талант, граф становится героем двух русско-турецких войн, но при этом попадает в немилость к Екатерине II. Результат – отставка. При Павле I он возвращается в строй, командует дивизией, получает звание фельдмаршала – и снова опала, теперь уже до конца жизни.

Перед графом встает справедливый вопрос: чем заняться на «пенсии», когда ты не ограничен в средствах, дармовой рабочей силе и совершенно свободен?  Правильно – сотворить что-нибудь эдакое, например, крепость а-ля Turkey. Очевидно, Михаил Федотович, памятуя о славных победах и бурной молодости, питал ко всему турецкому особые чувства (по дому тенями скользили черноглазые пленницы, звучала турецкая речь) и построить усадьбу тоже решил на турецкий манер, пригласив обрусевшего итальянского архитектора Ивана Осиповича Петонди.

Сказано – сделано. На высоком берегу речки Цон вырастает крепость из красного кирпича, похожая на настоящее восточное укрепление, только «заборчик» малость тонковат да «окошки» великоваты, чтобы перепутать ее с настоящим турецким укреплением.

Четырехметровые стены с тремя подъездными воротами, образуя почти двухкилометровый периметр, соединили 4 башни: две круглые – на востоке, одну 14-метровую со скругленными углами и одну трехэтажную прямоугольную – с юга. Считается, что в подвалах последней содержали провинившихся, а в самой башне в советское время недолго просуществовал музей. На западе сохранились две пирамиды с тремя неодинаковыми гранями. Их поначалу тоже можно принять за башни, тем более, что они раньше обрамляли въезд, но назначение у этого сооружения иное. Стилизованные под пороховые погреба, на деле они использовались в качестве ледников для хранения продуктов.

О местоположении двух усадебных домов говорит лишь фундамент, а о здании крепостного театра, который граф завел в память о кадетском еще своем увлечении, – арочные своды. 

Михаило-Архангельская церковь (сохранилась и является действующей) осталась за пределами стен, и это логично: православному храму не место в восточной крепости, что, впрочем, не помешало графу один из колоколов перелить из турецкой пушки.

Выйдя в отставку, Михаил Федотович не расстался со своей вспыльчивостью, непомерным себялюбием и невероятной жестокостью – и кончина его была трагической. Официальная версия гласит: графа на прогулке зарезал лакей, мстя за своего убитого брата и обесчещенную невесту. Как было на самом деле, никто никогда уже не узнает, а имение, между тем, перешло в руки следующего наследника.

Очерки истории крепостного театра

Старший сын фельдмаршала Сергей Михайлович (1771-1835 гг.) прожил долгую по тем меркам жизнь, активно участвовал во всех военных компаниях конца ХVIII века, дослужился до генерала, но прославил себя не подвигами, а тем, что создал в Орле один из первых и очень успешных театров с балетной, оперной и драматической труппами.

Именно это «огромное серое деревянное здание с фальшивыми окнами, намалеванными сажей и охрой», расположенное Каменской на площади, хорошо запомнил живший в Орле Н.С. Лесков и описал его в рассказе «Тупейный художник». Про графа, выведенного там под своим именем, его отца и брата писатель замечает, что «всех их орловские старожилы называли «неслыханными тиранами». Тем не менее, зрители на представления ходили охотно.

Прототипами героев повести «Сорока-воровка» другого русского писателя А.И. Герцена стали выдающаяся крепостная актриса театра Козьмина (Кузьмина) и великий русский актер М. Щепкин, которого граф страстно желал заполучить в свою труппу.

Актер в повести вспоминает о владельце театра как о большом любителе искусства, человеке «с огромным вкусом, с тактом роскоши», но жестоком самодуре.

Сегодня Каменской площади (здесь стоит один из корпусов ОГУ) возвращено историческое название, а в Орловском академическом театре им. Тургенева (пл. Ленина, 2) работает музей, значительная часть экспозиции которого посвящена театру графа Каменского. Там есть даже миниатюрная сцена и небольшой зрительский зал, в котором всегда оставляют одно место свободным. Для графа.  А вблизи сцены находится грим-уборная — своеобразный памятник крепостной актрисе Кузьминой.

Впоследствии граф разорился на театре и тихо, в безвестности ушел из жизни, но, к чести Сергея Михайловича, надо отметить, что перед смертью он дал всем своим крепостным актерам «вольную».

Как забавно тасуется колода. Интересные факты о Сабурово

Таким образом, Сабурово – одно из семи чудес Орла – соединило судьбы и эпохи. И теперь в центре города «сошлись» 4 памятника: Лескову (берег Орлика рядом со сквером Ермолова), Ермолову (сквер Ермолова), Тургеневу (Ока, Тургеневский бережок) и символический памятник Каменскому (пустое кресло в музее театра им. Тургенева).

Когда-нибудь, без сомнения, и до Сабуровской крепости дойдут руки, и начнется возрождение одной из жемчужин Орловского края.

Вам сюда, если:

Как «взять» Турецкую крепость с помощью GPS

  1. Самый легкий и верный путь – любое маршрутное такси, где написано «Знаменка» до остановки «Поссовет» или, народный вариант, «Следуюшая после рынка», далее по асфальтированной дороге несколько километров до села Сабурово.
  2. Для тех, кто не ищет легких путей и путешествует пешком или на велосипеде, от конечной остановки трамваев №1, 3 «Химмаш» по частично асфальтированной дороге (до станции Саханской), а затем по грунтовой дороге до села Сабурово (по левой стороне реки Цон).

             GPS-координаты: N52.90579 E35.90211