Если театр начинается с вешалки, то дальняя поездка (по крайней мере для орловчанина) – с Орловского вокзала. А он первое, что приезжающие видят в нашем городе. И здесь действительно есть на что посмотреть. Приходите сюда специально или чтобы скоротать время в ожидании поезда. В любом случае – насладитесь сполна!
Черно-белое кино. Приход поезда.
Итак, Россия, 1868 год. На Орловский вокзал, громыхая колесами по новеньким рельсам и пугая окрестных собак пронзительным гудком, приходит первый поезд. Так начинается новая эра в развитии транспорта вообще и города Орла в частности.
Для строительства Орловско-Витебского (так он тогда назывался) вокзала приглашают известного архитектора Апольда, который по тогдашней традиции сделал здание симметричным: посередине – вестибюль с главным входом, по бокам – служебные помещения и кассы, а также павильоны для ожидания, отдельные для каждого класса пассажиров, чтобы те, не дай бог, не пересеклись.
А для удобства отъезжающих и прибывающих по маршруту «Вокзал – Кадетский корпус» пустили первый орловский трамвай, который отправлялся прямо от входа.
Вокзал с честью выдержал гражданскую и Великую Отечественную, но в 1943 г. его пришлось принести в жертву: здание разбомбила советская авиация, чтобы оставить без техники и боеприпасов уносящих ноги фашистов.
Король умер. Да здравствует король! Эпоха возрождения Орловского вокзала.
Разбомбили-то разбомбили, да цокольный этаж уцелел. И вот на его основе по проекту архитектора С.А. Мхитаряна при участии пленного немецкого инженера Эрика Глокенхайма в 1949-1950 гг. возводится новый Орловский вокзал. Именно тогда было заложено и осуществлено то, что сегодня придает Орлу характер и составляет градостроительную основу.
Орел был полностью разрушен. Вокзал, выстроенный среди руин, должен был воспевать страну-победительницу и воплощать мечту о скорейшем ее восстановлении. И сталинский ампир откликнулся на эту задачу мощным проектом со всеми характерными чертами этого стиля, заставляющими вспомнить Древний Рим. Это и ансамблевая схема, и обилие арок и колонн, и лепнина, и скульптуры – одним словом, монументальность, величественность, роскошь. Таким он сохранится до сего дня, разве что исчезла фигура Сталина перед входом.
Путеводитель для туристов… и не только
Первое, что видит гость города, выходя из здания вокзала, – это привокзальная площадь (Привокзальная пл., 1). Прямо перед нами высится Дворец Железнодорожников с огромными белыми колоннам, а по пути к нему пассажиров приветствует бронзовый орел, восседающий на шаре с очертаниями крепостной стены города.
К центральному зданию вокзала по бокам примыкают два полукруглых, соединенных с ним двумя колоннадами. К последним ведут симметричные лестницы.
Колонны – это вообще визитная карточка классицизма. Здесь они повсюду: и снаружи (пилястры верхнего яруса продолжаются колоннадами, формируя единое пространство), и внутри (поддерживают своды и выполняют декоративную функцию).
Тем временем за спиной раздаются мелодичные звуки. Это играют мелодию из Первой симфонии орловского композитора В.С. Калинникова часы, установленные на башне над центральным входом.
Пока гости осматриваются, вернемся в здание и пройдем по их пути. Слева и справа два кассовых зала. Опять колонны. Они вместе с украшенными лепниной балками поддерживают невысокий потолок. А как же! Ведь прямо над головой идут поезда, но, если не знаешь, ни за что не догадаешься! За спиной остаются киоски с сувенирами и всякой всячиной и буфет. Ну а мы входим в тоннель и, минуя еще два буфета (да, орловчане очень гостеприимны!), поднимаемся из него по одной их двух лестниц. Важно! Все лестницы оборудованы электрическими подъемниками для инвалидных колясок, все подъемы и спуски – пандусами.
Слева наверху нас встречает скульптура колхозницы со снопом, справа, по традиции, рабочего с молотом – непременные спутники советского классицизма. А прямо по курсу два светлых и просторных зала ожидания. Здесь потолки уже высоченные и тоже повсюду лепные украшения. В левом зале для любопытных большая карта-схема битвы за Орел.
Между залами уютно устроилась часовенка, освященная во имя Николая-чудотворца – хранителя путешествующих.
Ну а из окон за счастливыми встречами и драматическими расставаниями наблюдают «витражные» Фет, Тютчев, Пришвин и Ко. Вот бы почитать, что они, глядя на нас столько лет, насочиняли!
На улице сразу бросаются в глаза желтые пупырчатые дорожки, которые предупреждают об опасных местах: платформах, спусках. Они, кстати, есть на всей территории вокзала.
Ступаем на перрон. Вдоль платформ, расположенных по обеим сторонам здания, цветники, а рядом, то тут, то там, усталого путника поджидают скамеечки. Самые любопытные, если прогуляются на север, обнаружат среди клумб и декоративных кустарников памятник И.С. Тургеневу — знаменитому автору «Записок охотника» — работы Л. И. Курнакова. И, конечно, рядом пес, неизменный спутник писателя. Интересный факт. Эта скульптура была изготовлена в 2-х экземплярах. Один отправился во Мценск и там, к сожалению, не сохранился, а для другого был выбран местом жительства Орел.
И, естественно, невозможно не заметить место паломничества всех романтиков города Орла – знаменитый путепровод. Это вам не какой-нибудь мостик через пути, это воздушная дорога из одного района города в другой. По этому замечательному сооружению, минуя вокзал, можно попасть на любую платформу, подсмотреть, куда рабочие лошадки локомотивы отправляются отдыхать, помахать проходящим поездам и спуститься к мемориальному комплексу.
Перед входом в депо, над братской могилой погибших во время Великой Отечественной железнодорожников, установлен обелиск и мемориальные плиты с их именами.
Место, где обязан сфотографироваться каждый
Отдав дань памяти героям, вспомним, как все начиналось.
Барабанная дробь... – на арене черно-красный, блестящий, настоящий-пренастоящий
ПАРОВОЗ, ровесник вокзала, трудовая пчелка марки ОВ, ласково именуемый «овечка». Он тоже нашел пристанище рядом с родным депо. Кстати, сюда можно попасть и по наземному переходу (рядом с путепроводом). Мальчишки, девчонки, а также их родители будут в восторге! Между прочим, точно такой же питерский паровоз участвовал в съемках недавно нашумевшего фильма режиссера Алексея Учителя «Матильда» (Помните сцену, где поезд врезается в телегу? Так вот это был он!)
Таинственный пассажир поезда-призрака
Иногда на вокзале происходят странные вещи! Вдруг повеет холодом, провода как закачаются, рельсы какзаходят ходуном, как запоют - и раздастся «тадам-тадам, тадам-тадам». Народ смотрят по сторонам – нет ничего. Те же романтики, что увлекаются прогулками по мосту, уверены: это мечется поезд-призрак – потому на пассажирском перроне то и дело находят еще теплые угольки.
Ну скажите, откуда здесь, в 21-м веке, уголь, да еще теплый?! Знающие люди поговаривают, что когда-то, в далеком 1943-м, поезд должен был высадить в Орле одного ооочень важного пассажира, такого важного, что имя его даже нельзя произносить вслух! И потерялся… Вот он лес, вот поле, вот тут был город, вот тут должен был стоять вокзал, такой светленький … Ничего не пойму: рельсы есть, а вокзала нет, одни только черные развалины. Наверно, я не туда свернул - не знал, бедняга, что вокзал был взорван, и мыкается теперь, проказничает: то стрелку переведет (не переживайте, они теперь автоматические и тут же возвращаются назад), то огоньки на семафоре переключает (тоже все оk), то вдруг плеваться углем начинает. Тогда надо ему шепнуть «Тшшш» — и он успокоится. Знайте, если что.
Феерия для ночных пассажиров
По вечерам и привокзальная площадь, и сам вокзал утопают в свете фонарей. Их тут великое множество. Сразу у входа вас встречают 4 роскошных исторических экземпляра ни львиных лапах, а 4 же их собрата установлены у верхнего здания. Центральный фасад подсвечен цветами российского флага, колоннады словно парят в воздухе. А сколько разноцветных огоньков указывают поездам путь!
В последнее время у привокзальной площади появилось и другое предназначение. Она стала творческой площадкой для концертов, реконструкций и других мероприятий, которые руководство вокзала проводит вместе с управлением культуры администрации Орла. Здорово, людям нужны праздники!
И вишенка на торте! Приезжая взглянуть на вокзал, вы в качестве дополнительной опции получаете весь город, куда можно уехать:
- На трамвае (его кольцо находится в 300 метрах слева от привокзальной площади),
- На троллейбусе № 5 и маршрутном такси № 60 (они идут в Советский район –направо),
- На любом виде транспорта на ул. Московской (в сторону автовокзала и в Северный район – прямо и чуть вправо).
Но покидать Орловский вокзал вы вряд ли захотите!