1-я Посадская, 2-я Мещанская, 3-я улица Строителей… Если перефразировать знаменитую пословицу «скажи мне, кто твой друг…», то имена городских артерий дают исчерпывающее представление об их обитателях.
В дореволюционном Орле был один Дворянский переулок, аж три Дворянские улицы и общественный сад «Дворянское гнездо». Не будем размениваться на переулки, а вот улицами и садом займёмся вплотную, потому что именно они приведут нас с к знаменитому ландшафтному парку «Дворянское гнездо».
По закоулкам истории
После войны 1812 года в Орле обосновалось немало именитых семейств, а улицы, на которых они возводили свои особняки, получили название Дворянских. Этот удивительный квартал, где сконцентрировано так много талантов, получил название «Литературный». А посему начать свое путешествие к «Дворянскому гнезду» стоит с двух музеев, развернувших свои экспозиции в старинных особняках. Это «Музей писателей-орловцев», ул. Тургенева, 13), расположенный в знаменитом доме Галаховых выдающегося архитектора И.Ф. Тибо-Бриньоля, и «Орловский объединенный государственный литературный музей И.С. Тургенева» (ул. 7 Ноября, 20), занимающий еще один объект культурного наследия.
Неподалеку вы обнаружите Георгиевский переулок. Когда-то прихожане поднимались по нему к Георгиевской церкви (ныне кинотеатр «Победа» на ул. Ленина). В доме № 1, некогда принадлежавшем семье ротмистра Могилевцева, радушно встречает гостей музей лауреата Нобелевской премии по литературе И.А. Бунина (Георгиевский пер., д. 1).
Поворачиваем направо, на ул. 7 ноября (бывш. Введенскую), которая вела к Введенскому женскому монастырю (первоначально он располагался здесь) и практически сразу, минуя старинный жилой дом, оказываемся перед деревянным зданием второй половины XIX века, – музеем Т. Н. Грановского. Здесь знаменитый историк родился и жил одно время. Это, кстати, единственный его музей в России.
Пересекаем улицу М. Горького (бывш. 1-ю Дворянскую, или Нижнюю Дворянскую) и на углу в изменившемся до неузнаваемости, но все-таки хранящем дух эпохи высоком здании… не узнаем готического красавца 2-ой половины XIX века – костёла во имя Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Редкому горожанину известно, что здание, принадлежащее заводу с непоэтическим именем «Продмаш», некогда украшали декоративные башни, латинские кресты и скульптура Пресвятой Девы Марии из белого мрамора. Католический собор был возведён по инициативе и для душевных нужд большой польской дворянской диаспоры, обосновавшейся в особняках по соседству, и не вмещал всех желающих. В сталинское время костёл постигла та же участь, что и многие православные храмы: он был значительно перестроен и использовался как промышленный склад. От внутреннего убранства сохранились лишь две фигуры херувимов с факелами, которые находятся в Орловском краеведческом музее (ул. Гостиная, 2) и Орловском музее изобразительных искусств (ул. Октябрьская, 29).
Задержавшись на минуту перед ещё одним историческим 2-х этажным зданием напротив, приближаемся к пересечению ул. 7 Ноября с ул. Салтыкова-Щедрина (бывш. 2-й Дворянской). Мы оказываемся перед тремя деревянными домами 2-ой половины XIX в., украшенными искусной резьбой. Некогда они были единой усадьбой, принадлежавшей семье Оловенниковых. После пожара в них никто не живёт, всё говорит о скором сносе. Так что спешите видеть!
Сделаем ещё несколько шагов в сторону Орлика – и увидим два небольших здания, расположенные чуть в глубине: старинное и современное. Это мастерская и картинная галерея известного советского и российского художника А.И. Курнакова, чьей кисти принадлежат портреты Тургенева, Толстого, Фета, Андреева и многих других. Непременно загляните в его святая святых, чтобы к архитектурным и литературным впечатлениям добавить ещё и живописного колорита.
А буквально в двух десятках метров виден бронзовый бюст уроженца Орловской губернии поэта Афанасия Фета. Он встречает нас у дома-музея купца Бакина. Здесь обосновались орловские литераторы (А кого ещё вы ожидали встретить по соседству с писателями-классиками, учёными и художником?).
Возвращаемся назад и идём по ул. 7 Ноября до перекрёстка с ул. Октябрьской (бывш. 3-ей Дворянской, или Верхней Дворянской) и приближаемся к конечной цели нашего путешествия: чугунные резные ворота приглашают всех желающих в ландшафтный парк «Дворянское гнездо», одно из 7 чудес Орла.
Проделки матушки Клио
Теперь это центр города, любимый уголок отдыха орловчан, а в XIX веке была хотя и живописная, но всё-таки окраина. Здесь охотно селились дворяне, душа которых требовала настоящих усадеб с просторным домом, конюшней и непременным садом. К таковым, например, относилась семья Лесковых. Их дом, третий от обрыва, сгорел во время знаменитых Орловских пожаров, и свежеотреставрированное здание, в котором сейчас находится единственный в России музей знаменитого орловца, – более поздняя постройка, но всё равно это 1870-е. Экспозиция стоит того, чтобы здесь побывать, особенно детям. Дневник будущего классика с двойками – шанс наглядно объяснить, что никогда не стоит опускать руки. Обязательно накануне прочитайте с ними «Левшу»: в музее их ждут приятные неожиданности. Важно! Экспозиция на время ремонта переехала в дом-музей Грановского, но вот-вот вернётся назад. Уточняйте информацию на сайте.
А ближе к реке находится ныне, к сожалению, полуразрушенный так называемый дом Лизы Калитиной, где произошла её встреча с Лаврецким, определившая жизнь. Именно тургеневскому роману «Дворянское гнездо», который имел самый большой успех, когда-либо выпавший на долю писателя, это место обязано своим названием.
К двадцатилетней годовщине со дня смерти Тургенева здесь был открыт общественный сад «Дворянское гнездо» с лодочной пристанью, летней сценой, качелями, развлечениями для детей, бильярдом и буфетами. Для публики устраивались театральные представления, играл оркестр. Ивану Сергеевичу установили бюст из белого мрамора работы М. М. Антокольского. Тогда же Верхнюю дворянскую переименовали в Тургеневскую. Это было, пожалуй, единственное «честное» переименование.
Все изменила революция. Новая власть большинству улиц дала пролетарские имена, и Тургеневская стала Октябрьской. В гражданскую исчез бюст писателя, сад прекратил своё существование, а во время Великой Отечественной ещё и изрядно поредел.
Наконец, в конце 60-х «Дворянское гнездо» благоустраивают: сооружают смотровую площадку с балюстрадой, делают удобный спуск к реке, скульптор Г.П. Бессарабский высекает из гранита новый памятник, а обрыв украшают «тургеневской» ротондой – неизменным спутником свадебных снимков.
Практически такой «Дворянка» дошла до наших дней. Разве что площадку и дорожки вымостили плиткой, через ручей перекинули деревянный мостик, а рядом с памятником появилась мемориальная «скамейка Лаврецкого», где тот признался Лизе в любви. Так что, если собираетесь делать предложение руки и сердца, лучшего места не найти!
Цветут вишни, извилистые дорожки ведут к воде. Тихо-тихо несёт свои воды синий Орлик, блестящими спинками расчерчивают его гладь ужи, самозабвенно заливаются лягушки, парами плавают уточки (берите с собой хлеб, а то обидятся и уплывут в другое место!) А сколько птичьих голосов со всех сторон!
Парочки сидят на лавочках, сделанных искусной рукой из стволов деревьев, увлечённо творят поклонники боди-арта. Мимо них пробегают и проезжают на велосипедах приверженцы ЗОЖа, кто-то подставляет бока солнцу, кто-то жарит шашлыки, носятся собаки, и никто никому не мешает, ведь парк занимает огромную территорию.
Тайна дома Лизы Калитиной
Внимательный читатель наверняка помнит, что у тётки Лизы Калитиной Марфы Тимофеевны в «штате» состояли ученый снегирь, пугливая собачка Роска и сердитый кот Матрос. На ум сразу приходит свита Воланда, обожавшая, как известно, всякие проделки (над заслужившими, безусловно). И приходит не случайно.
Представьте: ночной парк, темень непроглядная, ветка не шелохнётся, лист не зашуршит, лишь филин порой заухает, мышь летучая пронесётся да рыба (а может, русалка?) в тихой воде хвостом плеснёт. И вот откуда ни возьмись перед вами вырастает маленькая беленькая собачка в красной попонке. Откуда ты, милое дитя? Где твоя хозяйка? Протягиваешь руку, чтоб адресник поискать или брелок с телефоном, а она в сторону. Хвостиком вильнёт и дальше по дорожке бежит. Ты, естественно, за ней. И тут луна, просочившись сквозь деревья, вдруг выхватывает из темноты черного котищу-серебряные усы. А глаза у него, как плошки, и зловещим огнем светятся. Глядь, а собачка уже рядом с ним пристроилась, и уже не жалкая она вовсе. И ты понимаешь, что чего-то не понимаешь. А в это время шапка (или что у вас там) с головы долой, сумка с плеча бряк – и только шум удаляющихся крыльев, треск в кустах и снова тишина. Стоишь как дурак без шапки, без сумки, но уже количество лайков после сегодняшнего поста представляешь! Вот что случается, если ночью не спать, а по паркам шастать!
Не только пища для ума
Наконец, набродившись, набравшись впечатлений, покидаем гостеприимную «Дворянку». Можно влево по берегу дойти до Детского парка и Ленинской, там пообедать и покатать детей на лошадке и каруселях. Можно подняться вверх, к торговому центру «Атолл», – набрать сувениров, книжку про Орёл в дорогу прикупить, ну и «заправиться» на фуд-корте или в соседних кафе. Их там тьма тьмущая. А закончите день походом в один из трёх театров. «Русский стиль» смотрит прямо на музей Тургенева, в одном квартале отсюда Академический театр имени И.С. Тургенева, а если спуститься по Ленинской, упрётесь в «Свободное пространство».
Аргументы для сомневающихся
- Не так много мест в центральной России, где на одном пятачке органично соседствуют 6 музеев, а в них такие удивительные, знающие люди, что вам не захочется покидать каждый.
- Это рукой подать от Москвы (4 часа на поезде или автомобиле),
- Цены на провинциальные развлечения не кусаются, причём совсем.
- Если останутся силы, знакомство с дворянским Орлом можно продолжить в его окрестностях: Спасском-Лутовиново (Музей-заповедник Тургенева), Сабурово (Сабуровская крепость Каменских), Клеймёново (Усадьба Фета).
- У вас шанс не просто окунуться – искупаться в атмосфере XIX века и соединить время и пространство, пройдясь одними улицами со знаменитыми писателями-орловцами.
Ну а мы вас ждём в гости и верим, что всё устроится, и в доме Лизы Калитиной опять зазвучат голоса, а в саду, в кусте сирени, снова, как тогда, поселится соловей!